К списку статей

Открытие ИП: проблемы и подводные камни. Часть 1

Статья опубликована 20 июня 2019

Статей о том как открыть ИП по шагам в интернете полно. Однако содержится там базовый сценарий, без сложностей и возникающих нюансов. Рассмотрим, с какими проблемами может столкнуться предприниматель при постановке на учет. Разберем ситуации, обсуждающиеся на форумах и порталах отзывов, ответы налоговой на горячей линии и пояснения менеджеров банков для ИП. Эти знания каждому начинающему бизнесмену приходится искать самому и набивать собственные шишки на ошибках. Надеюсь, эта статья поможет сэкономить время и усилия при первых шагах в бизнесе.

Цена и время регистрации

Для начала рассмотрим процедуру открытия ИП по шагам и необходимый пакет документов.

Налоговая инспекция

Для постановки на учет вам понадобится:

  1. Заполнить заявление Р21001. Для этого можно воспользоваться одним из сервисов по онлайн регистрации. Очень удобен сервис от Модуль-банка, приятный интерфейс и заполнение без ошибок. Заранее заявление подписывать не нужно, подпишите непосредственно в момент подачи документов.
  2. Оплатить пошлину в размере 800 руб. Для формирования квитанции лучше воспользоваться сервисом ФНС. Саму квитанцию тоже стоит распечатать и взять с собой, на случай возникновения вопросов к чеку.
  3. Заполнить заявление о переходе на УСН, патент и т.п. В зависимости от выбранной системы налогообложения. Внимание: для заявления на патент понадобится отдельный код вида деятельности (и он зависит от региона), классификатор для патентов вот тут.
  4. Сделать копию паспорта.
  5. Записаться на прием в инспекцию, тогда вас вызовут в ваше время, и не придется стоять в очереди.

Небольшие дополнения: в большинстве найденных источников говорится от 2-х или даже 3-х экземплярах заявления на УСН и постановке на учет. Однако на практике понадобилось всего по одному экземпляру.

Также сайты сообщают, что по закону налоговая отправляет документы не в бумажном виде, а в электронном. Возможно, это действительно актуально для некоторых регионов. Однако личный опыт показал, что это не так, и документы пришли Почтой России. Лучше уточнить эту информацию непосредственно в своей налоговой, если поход на почту не входит в ваши планы.

Как видим процесс открытия своего бизнеса предельно прост. Потребуется немного времени и 800 руб. В случае отказе можно подать заявление повторно, не оплачивая пошлину второй раз. Распространенные среди бизнес-консультантов угрозы о том, что самостоятельная регистрация ИП это очереди, ошибки и сложности, сильно преувеличены.

Однако источники из интернета также дружно сообщают о возможностях бесплатной регистрации. И это правда, такие возможности есть. С оговорками.

Госуслуги

Сайт госуслуг сообщает что регистрация ИП бесплатна «при подаче электронного заявления, подписанного электронной подписью». Если квалифицированная электронная подпись (ЭЦП) уже есть или вы планировали ее получить — это удобный вариант. Минимальная найденная цена получения — 700 рублей (в электронном виде без USB накопителя) на сайте Росреестра. Хотя подпись и электронная, подтверждать личность нужно лично в офисе. Из отзывов узнаем, что лицензию на криптографический софт придется купить дополнительно.

Следующий по цене вариант это USB-токен от СКБ Контур для физических лиц, уже за 1400 (из них 400 за USB-токен). Однако, здесь лицензия на софт входит в стоимость.

Плюсы:

  • Не нужно тратиться на пошлину
  • Вы получите ЭЦП, не зависящую от банка. Например, для дистанционной налоговой отчетности

Минусы:

  • Дополнительные сложности и траты, если ЭЦП вам не понадобится (если у вас патент или ЕНВД)

МФЦ

Многофункциональные центры (МФЦ) предоставляют возможность получить многие государственные услуги в одном месте. Там также можно подать заявление на открытие ИП быстро и без оплаты пошлины. Однако выяснилось, что не любой пакет документов там примут. Так, для перехода на УСН или патент, придется подавать заявление в налоговой отдельно. При этом для УСН нужно будет уложиться в 30 календарных дней, иначе перейти на нее удастся только с 1 января следующего года. Переход на патент нужно осуществить за 10 дней до начала деятельности по патентной системе, либо в день регистрации ИП.

Плюсы:

  • Предельно простая и быстрая процедура регистрации

Минусы:

  • Нельзя сменить систему налогообложения сразу. Это значит, что за срок существования ИП на ОСНО придется сдавать отчет о доходах.

Банки

Многие банки предлагают услугу открытия ИП бесплатно и без походов в налоговую. Правда, при внимательном прочтении оказывается, что бесплатно можно подготовить документы через онлайн-сервис, но подать их нужно самим (такая услуга есть у Альфа-банка, Модуль-банка, ВТБ для части регионов).

Другие банки действительно поддерживают онлайн регистрацию (Тинькофф-банк, Точка, Локо-банк, ВТБ для некоторых регионов, Сбербанк проект «Деловая среда»). Однако возникает та же проблема, что и с МФЦ, в случае патентной системы налогообложения или ЕНВД. Менеджер Точки, например, убеждал по телефону, что подать на патент сразу вообще нельзя, хотя это не так, и налоговая приняла сразу полный пакет документов без проблем.

Особняком в ряде сервисов по регистрации стоит проект Сбербанка «Деловая среда». Для регистрации через этот сервис нужно быть клиентом Сбербанка, иметь биометрический загранпаспорт и смартфон с ОС Android 5.0+ или iOS 11.0+ beta. Такие условия связаны с тем, что электронная цифровая подпись выдается через мобильное приложение, а личность подтверждается данными биометрического паспорта. Если такого смартфона или загранпаспорта нет, придется съездить в офис Сбербанка. Переход на патент или ЕНВД не предоставит даже этот вид сервиса.

Нередко встречаются отзывы о затянутых сроках и ошибках у разных банков. Вот например сотрудники неверно заполнили данные о месте жительства для Москвы:

А вот предприниматель столкнулся с невозможностью перейти на патент сразу. К сожалению менеджер нечетко информировал об этом, когда предлагал услугу.

Как оказалось, то что документы заполняют профессионалы, не защищает от ошибок. Наоборот, сами предприниматели обычно очень внимательны к деталям. Банки же, хотя и заявляют проверку корректности данных, бывают не столь щепетильны:

В случае если ошибки возникнут не просто в заявлении, а на стороне налоговой, процесс осложнится несведущим и незаинтересованным посредником.

Плюсы:

  • Начать свое дело можно без походов куда-либо и без оплаты пошлины
  • Минимальное участие с вашей стороны
  • Большинство банков позволяет перейти на УСН при регистрации

Минусы:

  • Нельзя перейти на патент и ЕНВД
  • Часто сроки затягиваются
  • Возможны ошибки при заполнении данных
  • Выбранный для РКО банк может не поддерживать такую возможность

Подведем итоги

  1. Если нужна ЭЦП, оптимальным способом будет ее самостоятельное получение и регистрация ИП с ней. Если ЭЦП не нужна, подача документов в налоговой или многофункциональном центре не отнимет много времени.
  2. Хотя большинство сайтов пестрит рекламой быстрой и простой регистрации через посредников и угрозами проблем при самостоятельной подаче документов, эта информация далека от истины. В налоговую можно записаться онлайн на удобное вам время визита. Никаких очередей. При этом вы не теряете время на дополнительные визиты по смене системы налогообложения и сами следите за корректностью пакета документов.
  3. Постановка ИП на учет одновременно с открытием счета в банке сэкономит пошлину в размере 800 руб. Плюс у вас будет ЭЦП (правда только на стороне конкретного банковского сервиса) для дальнейшей дистанционной подачи налоговых документов. Воспользуйтесь такой возможностью если у вас основная или упрощенная система налогообложения и выбранный банк предоставляет такую услугу. Однако, будьте готовы довериться менеджерам в корректности заполнения данных и сроках. Если же есть малейшие особенности в заполнении данных или жесткие сроки регистрации, лучше сделать все самим и сэкономить время и деньги.
К списку статей